Сегодня, 8 июня, в воронежской филармонии выступит один из самых харизматичных виолончелистов России Александр Князев. Он сыграет концерт для виолончели с оркестром до-минор Николая Мясковского. Как признался артист, именно в этого произведения началась его серьезная карьера во Франции.
– Мясковского я не очень любил до 1997 года, когда знаменитейший дирижер Евгений Светланов пригласил меня исполнить его музыку во Франции, на одном крупном фестивале. Я был рад предложению, но в то же время огорчен, потому что на таких событиях играть Мясковского не очень хотелось. Я смотрел в ноты и ничего не понимал, думал, что это ужасная тягомотина. Но когда я на репетиции сыграл это под руководством Светланова, я осознал, что это восхитительная музыка. Произошло чудо. Просто Бах сам по себе гений, его произведения восхищают, даже если их плохо исполнять. А вот Мясковского нужно играть классно, иначе вы решите, что это плохая музыка. И тот концерт во Франции стал триумфальным – там присутствовали очень серьезные менеджеры, которые после того выступления стали со мной работать. Моя карьера во Франции началась с того концерта, я стал там желанным гостем, – рассказал виолончелист накануне концерта.
По словам музыканта, в этом концерте отсутствует виртуозность и блеск, которых слушатели зачастую в первую очередь ожидают от выступления виолончелиста, но это глубокая и очень красивая музыка, которую стоит услышать.
Александр Князев приехал на Платоновский фестиваль в качестве замены итальянского мастера Марио Брунелло, который повредил палец.
– Я впервые оказываюсь в такой ситуации. Меня артистам приходилось менять неоднократно, а вот сам я делаю это впервые в жизни, - признался Князев. – Я меняю Марио Брунелло, потому что мы с ним знакомы – играли вместе в Италии и подружились. Вся история с заменами началась 1 июня в Петербурге – Марио отменил свое выступление на фестивале Гергиева, мне позвонили и попросили уже 2 июня сыграть вместо Брунелло. Я согласился. А потом мне позвонили еще раз и стали просить выступить вместо него и четвертого числа: у Брунелло был запланирован большой сольный концерт в Мариинке. Я решил: «Раз уж заменять Марио – то по полной». А затем подоспело предложение сыграть вместо Брунелло в Воронеже. Так я заменил человека впервые в жизни – и пришлось делать это трижды. Если честно, на меня это никак не влияет. Есть сцена, есть публика, есть я. Я просто выхожу и играю, – признался артист.
Князев признался, что ему приятно давнее сравнение с легендарным виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. С самых ранних лет карьеры Князева называли «вторым после Ростроповича».
– Раньше, когда я был молод, мне это очень льстило, – сообщил виолончелист. – Сейчас я не знаю, как к этому относиться. Пожалуй, приятно. На самом деле не стоит выстраивать музыкантом в линию, определять, кто первый, а кто второй. К счастью, мы не теннисисты, у нас нет рейтинга. Гонорары из-за после концертов растут, вот и все. Я самый высокооплачиваемый виолончелист в России. А к имени Мстислава Леопольдовича я, как и всякий музыкант, отношусь с невероятным пиететом. Был знаком с Ростроповичем лично – в нем не было снобизма. Он имел право смотреть на всех сверху вниз. А сам мог познакомиться со слесарем, отменить концерт и сидеть выпивать с ним. Алкогольные возможности Мстислава Леопольдовича меня потрясали. Однажды у него дома в Париже мы пили всю ночь и в 5 утра решили помериться инструментами. У него был инструмент Страдивари, причем считавшийся самым лучшим. На нем был автограф Наполеона, который тот выцарапал шпагой. У меня – инструмент Карло Бергонци, любимого ученика Страдивари. Я поиграл виолончели Ростроповича, тот на моей и произнес фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Поменяемся»? Я отказался.